Цель. Есть разные велосипеды — и лишь тот владелец сможет долго радоваться своему практически несокрушимому транспорту, кто регулярно тратит час на уход за ним. Этим самым он избегает неизбежных многочасовых неприятностей из-за поломок.
Правильный уход за велосипедом — это не только очистка рамы от грязи. Главная задача заключается в том, чтобы все части работали надежно. Поэтому пылинка на хромированных деталях— явление менее трагичное, чем потерянная резина от тормоза переднего колеса. Поэтому уход за велосипедом означает: контроль за всеми деталями. Только полностью исправный велосипед, у которого в порядке освещение, нормальное давление в шинах, безупречные тормоза и правильно смазанные подшипники, сможет служить нам надежно в течение долгого времени.
Конструкция. Велосипед состоит из большого числа точно пригнанных деталей. Знание их устройства (рис. 208 и 209), а также принципа действия облегчает уход и починку.
Велосипед должен иметь следующее оборудование:
а) два независимых один от другого тормоза;
б) звонок;
в) две педали с отражателями света;
г) фару, динамо и красный сигнал.
Кроме этого, багажник, насос, сумка для инструментов, защитный щиток для цепи, предохранительная сетка на заднем колесе (у дамских велосипедов), переключатель скоростей, счетчик и у гоночных велосипедов ремни крепления на педалях (туплексы), У старых моделей можно еще увидеть ободья с бортовыми покрышками, более новые имеют ободья из стали или легкого металла с безбандажными шинами. Исключение составляют гоночные велосипеды, у которых трубчатые шины.
Рамы, как правило высотой 55 см, делают из стальных трубок. Привод бывает двух видов: клиновой и конический. Рули имеют самые разные формы: прежде всего различают туристические рули и спортивные (с выступом и без). Наряду с ними существуют специальные гоночные рули. Важнейшие виды тормозов: ножные, тросовые клещевого типа для заднего и переднего колес, ручные рычажные и тросовые ударного типа для переднего колеса.
На велосипеде можно перевозить только одного ребенка до 5 лет. Для этого должно быть оборудовано специальное сиденье с подножками.
Общая проверка. Перед каждой поездкой необходимо проверить:
а) тормоза;
б) освещение;
в) давление в шинах.
При пользовании незнакомым велосипедом обычно проверяют:
а) затяжку конусов переднего и заднего колеса: колесо должно свободно вращаться, но не качаться из стороны в сторону;
б) натяжение цепи: она не должна провисать, но в то же время не должна быть натянута слишком туго;
в) прочность посадки сиденья и правильную высоту руля. Последний не должен скручиваться в сторону по отношению к раме, если зажать переднее колесо; он должен быть на уровне седла, причем вилочный стержень должен находиться достаточно глубоко в вилке;
г) высоту седла: оно должно быть приблизительно на уровне бедра; высота отрегулирована правильно, если при посадке вытянутая нога стоит на педали; острие седла направлено к середине руля и слегка приподнято;
д) натяжение спиц: они не должшы свободно болтаться, при необходимости их подтягивают ключом для спиц, при этом следят за тем, чтобы .не искривился обод, для этого вращают колесо в вилке и приставляют палец к ободу, и если он равномерно скользит по пальцу, то он не перекошен; таким же образом проверяют ; центровку колеса в вилке.
При частом использовании велосипеда требуется ежемесячная чистка и осмотр.
Уход заключается в следующем:
а) удаление пыли и грязи;
б) проверка крепления — все гайки и болты должны быть прочно завинчены;
в) смазка всех трущихся деталей;
г) осмотр покрышек с целью обнаружения трещин, разрывов или застрявших камешков и гвоздей;
д) проверка подшипников переднего и заднего колес, педалей и руля на свободный ход.
В двух, трехлетние промежутки рекомендуется полная разборка и чистка всех частей.
У кого дома нет места для хранения велосипеда, тот может прикрепить к стене петлю для руля из резины или кожи.
При хранении зимой велосипед ставят на руль и седло, смазывают все части и крепко накачивают шины.
Хром и лак.
а) Сильно запачканное колесо, особенно после дождя, обмыть струей воды,
Грязь и пыль удалить мягкой кисточкой и водой. После этого все протереть
насухо мягкой тряпочкой.
б) Для защиты от ржавления хромированных частей, таких как спицы, руль, зубчатка и т. д., применять специальные средства ухода. Хорошим предохранителем от ржавления является протирка специальным средством для ухода за автомобилем. Очистка идет быстро, поддаются обработке даже труднодоступные места.
в) Пятна ржавчины тщательно почистить тонкой наждачной бумагой и обработать велосипедным лаком.
Сильно шелушащиеся хромированные части сдают прохромировать вновь.
Жидкая и густая смазка. Для безупречной службы велосипеда особенно важна регулярная жидкая и густая смазка (рис. 210), так как сухие подшипники — это затрудненное качение и большой износ, а также возможность заклинивания. Смазка масленкой подается в специальные отверстия, Обычно достаточно нескольких . капель. Велосипеды без смазочных отверстий кладут для смазывания на бок.
б) Для защиты от ржавления хромированных частей, таких как спицы, руль, зубчатка и т. д., применять специальные средства ухода. Хорошим предохранителем от ржавления является протирка специальным средством для ухода за автомобилем. Очистка идет быстро, поддаются обработке даже труднодоступные места.
в) Пятна ржавчины тщательно почистить тонкой наждачной бумагой и обработать велосипедным лаком.
Сильно шелушащиеся хромированные части сдают прохромировать вновь.
Жидкая и густая смазка. Для безупречной службы велосипеда особенно важна регулярная жидкая и густая смазка (рис. 210), так как сухие подшипники — это затрудненное качение и большой износ, а также возможность заклинивания. Смазка масленкой подается в специальные отверстия, Обычно достаточно нескольких . капель. Велосипеды без смазочных отверстий кладут для смазывания на бок.
Стуки во втулках указывают на неисправность подшипников пли на засорение их пылью. Подшипники в этом случае извлекают, промывают керосином или бензином и смазывают. 1о же самое делают при общем осмотре через каждые 2— 3 года. Разбирают, проверяют, чистят и смазывают все движущиеся части:
а) подшипники переднего и заднего колес;
б) механизм свободного хода;
в) педальный подшипник;
г) педали;
д) руль и вилку.
При разборке велосипед ставят рулем и седлом: на матерчатую подстилку или одеяло.
Цепь.
а) Правильная натяжка. Если цепь сильно провисает, то она легко
соскакивает, если же она слишком сильно натянута, то трудно ехать, к тому
же портятся подшипники. Правильное положение: цепь можно в .середине
приподнять примерно на 10 см.
Для натяжки цепи отвинчивают осевые гайки и равномерно оттягивают колесо: ось колеса должна остановиться на равном расстоянии от начала вилок крепления заднего колеса как слева, так и справа.
б) Чистка и смазка. Для очистки цепи размыкают ее замок, кладут цепь в керосин или бензин, промывают и вытирают насухо. После этого не смазывают, а пропускают цепь через нагретый солидол или смазку для цепи, дают стечь избытку снаружи.
При смазывании снаружи на цепь быстро оседает пыль, она загрязняется, трудно проворачивается и пачкает одежду.
Цепь, которая стучит, т.е. имеет боковой свободный ход, необходимо заменить.
Если сильно сносились зубья ведущего зубчатого колеса, последнее надо сменить. Слишком длинную цепь укорачивают, спиливая головку одной заклепки и вынимая лишние звенья.
Камеры и покрышки.
Для натяжки цепи отвинчивают осевые гайки и равномерно оттягивают колесо: ось колеса должна остановиться на равном расстоянии от начала вилок крепления заднего колеса как слева, так и справа.
б) Чистка и смазка. Для очистки цепи размыкают ее замок, кладут цепь в керосин или бензин, промывают и вытирают насухо. После этого не смазывают, а пропускают цепь через нагретый солидол или смазку для цепи, дают стечь избытку снаружи.
При смазывании снаружи на цепь быстро оседает пыль, она загрязняется, трудно проворачивается и пачкает одежду.
Цепь, которая стучит, т.е. имеет боковой свободный ход, необходимо заменить.
Если сильно сносились зубья ведущего зубчатого колеса, последнее надо сменить. Слишком длинную цепь укорачивают, спиливая головку одной заклепки и вынимая лишние звенья.
Камеры и покрышки.
а) Предохранение. Покрышкам и камерам особенный вред наносят тепло и
солнечные лучи, сырость, масло и жир, низкое давление.
б) Повреждение камеры. При повреждении камеры снимают покрышку, при этом поступают по разному в зависимости от того, бортовая или безбандажная покрышка, Сначала удаляют вентиль и гайку с обода. В случае безбандажной покрышки можно пользоваться, кроме того, и рычагом для разборки. Осторожно, не повредить шину!
Если прокола не видно, то накачанную камеру следует, начиная с вентиля, опустить всю или частично в воду. Место повреждения определяют по воздушным пузырькам, После высушивания поврежденное место и круглую заплату потереть тонким наждаком. Резиновая заплата должна быть больше прокола или пореза со всех сторон примерно на 2 см. Затем тонким слоем намазать резиновый клей. После непродолжительного просыхания заплату наложить и прижать. Спустя 2 часа камеру слегка надуть, вложить в покрышку и надеть на колесо, предварительно припудрив камеру тальком и очистив внутреннюю полость покрышки, проверив одновременно, нет ли в ней опасного повреждения или гвоздя, укоротить выступающие спицы и удалить ржавые пятна на ободьях.
б) Повреждение камеры. При повреждении камеры снимают покрышку, при этом поступают по разному в зависимости от того, бортовая или безбандажная покрышка, Сначала удаляют вентиль и гайку с обода. В случае безбандажной покрышки можно пользоваться, кроме того, и рычагом для разборки. Осторожно, не повредить шину!
Если прокола не видно, то накачанную камеру следует, начиная с вентиля, опустить всю или частично в воду. Место повреждения определяют по воздушным пузырькам, После высушивания поврежденное место и круглую заплату потереть тонким наждаком. Резиновая заплата должна быть больше прокола или пореза со всех сторон примерно на 2 см. Затем тонким слоем намазать резиновый клей. После непродолжительного просыхания заплату наложить и прижать. Спустя 2 часа камеру слегка надуть, вложить в покрышку и надеть на колесо, предварительно припудрив камеру тальком и очистив внутреннюю полость покрышки, проверив одновременно, нет ли в ней опасного повреждения или гвоздя, укоротить выступающие спицы и удалить ржавые пятна на ободьях.
в) Неисправное золотники. Если же воздух все таки утекает, проверяют сначала вентиль, нанеся пальцем немного слюны на отверстие. Если вздуваются пузыри, то, значит, вентиль не держит.
Обнаружив утечку воздуха в месте вентиля при проверке всей камеры, поступают следующим образом. Наклеивают на новом месте овальный, длиной примерно 5 см, кусок резины, после высыхания в середине прорезают отверстие, причем диаметр его равен диаметру трубки вентиля; вентиль снимают со старого места и монтируют на новом, Дырку на прежнем месте заклеивают.
Электрооборудование.
а) Электропровод. Провод с течением времени становится ломким, поэтому
рекомендуется его сменять. Наконечники в местах соединений легко ржавеют
или окисляются, из-за чего прекращается подача тока. Лучше всего их
зачищать ежемесячно, отвинчивая прижимные гайки,
б) Положение фары и отражатель. Луч света не должен слепить встречный транспорт, кроме того, он должен освещать путь непосредственно перед машиной, поэтому световое пятно должно начинаться примерно в 10 м и кончаться в 15 м от оси переднего колеса.
По инструкции высота от земли заднего фонаря 45 см.
Инструмент.
б) Положение фары и отражатель. Луч света не должен слепить встречный транспорт, кроме того, он должен освещать путь непосредственно перед машиной, поэтому световое пятно должно начинаться примерно в 10 м и кончаться в 15 м от оси переднего колеса.
По инструкции высота от земли заднего фонаря 45 см.
Инструмент.
В сумке для инструментов содержится:
материал для заплаток, запасной вентиль, отвертка, запасные лампочки. ключи гаечные, масленка, ключи конусные, пластырь, ключи для спиц, перевязочный материал, рычаг для разборки.
Для смены педалей служит педальный ключ — особенно длинный и плоский гаечный ключ (внимание: ось правой педали имеет левую резьбу!).
Тормозные тросики. Тормозные тросики переднего и заднего колес необходимо время от времени смазывать. Лопнувшие тросики можно самостоятельно припаять как у велосипеда, так и у мопеда или мотоцикла: растрепанную часть откусывают, продевают .снизу через ниппель и слегка расплетают. Отверстие в -ниппеле сверху должно быть чуть шире, чем снизу (рис. 213). Мягкий припой при помощи паяльника накапывают в слегка подогретый ниппель. Следить за тем, чтобы все отверстие заполнилось припоем. Под конец место пайки зачищают напильником.
Разборка руля. Если надо сменить руль или переместить его по высоте, то сначала вывинчивают шпиндель руля ключом примерно на 1 см, а затем осторожно подают его в трубку, руля, чтобы отсоединился конус, который, прижимает трубку к раме. После этого вывинчивают шпиндель, зажимают переднее колесо между ног и вынимают руль вращательными движениями вверх. В большинстве случаев из-за ржавчины руль сидит очень плотно. Если же руль во время езды поворачивается в сторону по отношению к переднему колесу, что чрезвычайно опасно при движении, нужно подтянуть шпиндель. Руль всегда должен находиться под прямым углом к переднему колесу.
Разборка педального подшипника. Педальные кривошипы крепятся на оси подшипника винтами или клиньями, Сначала удаляют их (пробойником, ключом), потом снимают кривошипы с четырехгранников оси. При затруднениях их можно осторожно сбить деревяшкой или молотком. В большинстве случаев они сидят плотно. Все остальные гайки после этой операции вполне доступны.
материал для заплаток, запасной вентиль, отвертка, запасные лампочки. ключи гаечные, масленка, ключи конусные, пластырь, ключи для спиц, перевязочный материал, рычаг для разборки.
Для смены педалей служит педальный ключ — особенно длинный и плоский гаечный ключ (внимание: ось правой педали имеет левую резьбу!).
Тормозные тросики. Тормозные тросики переднего и заднего колес необходимо время от времени смазывать. Лопнувшие тросики можно самостоятельно припаять как у велосипеда, так и у мопеда или мотоцикла: растрепанную часть откусывают, продевают .снизу через ниппель и слегка расплетают. Отверстие в -ниппеле сверху должно быть чуть шире, чем снизу (рис. 213). Мягкий припой при помощи паяльника накапывают в слегка подогретый ниппель. Следить за тем, чтобы все отверстие заполнилось припоем. Под конец место пайки зачищают напильником.
Разборка руля. Если надо сменить руль или переместить его по высоте, то сначала вывинчивают шпиндель руля ключом примерно на 1 см, а затем осторожно подают его в трубку, руля, чтобы отсоединился конус, который, прижимает трубку к раме. После этого вывинчивают шпиндель, зажимают переднее колесо между ног и вынимают руль вращательными движениями вверх. В большинстве случаев из-за ржавчины руль сидит очень плотно. Если же руль во время езды поворачивается в сторону по отношению к переднему колесу, что чрезвычайно опасно при движении, нужно подтянуть шпиндель. Руль всегда должен находиться под прямым углом к переднему колесу.
Разборка педального подшипника. Педальные кривошипы крепятся на оси подшипника винтами или клиньями, Сначала удаляют их (пробойником, ключом), потом снимают кривошипы с четырехгранников оси. При затруднениях их можно осторожно сбить деревяшкой или молотком. В большинстве случаев они сидят плотно. Все остальные гайки после этой операции вполне доступны.
Как помыть велосипед после прогулки видео
Комментариев нет:
Отправить комментарий